Народный артист СССР Евгений Леонов в своих работах в театре и кино проявил себя ярким характерным актером. Он умело играл не только эксцентрические и лирические комедийные роли, но и создавал глубоко драматические образы. 15 лет назад, 29 января 1994 г., талантливого и популярного актера не стало…
Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве. Его отец был инженером, мать работала табельщицей. Уже в школе Женя играл в драматическом кружке. Во время войны он работал на заводе учеником токаря. В 1943 г. Леонов сдал экзамены и поступил учиться в авиационный техникум им. С. Орджоникидзе. На третьем курсе перевелся в Московскую театральную студию. Окончив ее в 1948 г., Леонов был зачислен в труппу Московского драматического театра имени Станиславского, где первые годы играл только в массовке, в ролях, которые принято называть “Кушать подано” (например, денщика в “Трех сестрах” или колхозника в “Тиши лесов”). Как актер кино Леонов впервые попробовал себя в 1947 г. в массовке. Так было несколько лет, пока в 1951 г. он не снялся в своем первом эпизоде — в фильме режиссера Владимира Немоляева (отец известной актрисы Светланы Немоляевой) “Морской охотник” он сыграл роль кока. Через три года Леонов снялся уже в значительных ролях (в картинах “Дело Румянцева” и “Дорога”). В середине 50-х в лучшую сторону стала меняться и театральная судьба Леонова. В те годы в Театр имени Станиславского на должность главного режиссера пришел Михаил Яншин и назначил его на роль Лариосика в спектакле “Дни Турбиных” М. Булгакова. В личной жизни актеру долгое время никак не удавалось побороть свою природную стеснительность при знакомствах с представительницами слабого пола. Свою настоящую любовь Леонов встретил в 1957 г., когда ему был уже 31 год. Ею стал Ванда – студентка Свердловского музыкально-педагогического училища. Они поженились. В 1959 г. у них родился сын Андрей. В это время Леонов находился на съемках в Ленинграде и поэтому приехать в Москву не смог. Тот фильм снимал режиссер Владимир Фетин, и назывался он “Полосатый рейс”. Эта картина стала звездным часом для Леонова. Сыграв в ней незадачливого “укротителя” Шулейкина, он в одно мгновение превратился в самого любимого комедийного актера советского кинематографа. Именно ему выпала честь впервые в советском кинематографе предстать перед зрителями в обнаженном виде. Как вспоминал позднее сам Е. Леонов: “Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила министра культуры Е. Фурцеву. Потом было много нареканий...”. В прокате 1961 года картина заняла 1-е место. После фантастического успеха “Полосатого рейса” Леонова стали наперебой приглашать в свои картины многие режиссеры. В 1962 г. его даже пригласили играть в оперетте — экранизации произведения Д. Шостаковича “Москва — Черемушки” (фильм назывался “Чере¬мушки”). Е. Леонов вспоминал: “В один прекрасный день слышу: придет Дмитрий Дмитриевич слушать, как мы поем. Одним словом, мы все поем как можем, а композитор все это терпит. Наконец он говорит, что все поют плохо, но одного актера утвердить можно — тут Шостакович указывает на меня, — он, говорит, ни в одну ноту не попал, но все спел — такого я еще никогда не слышал”. Так Леонов и снимался бы в легкомысленных комедиях, если бы о нем не вспомнил Владимир Фетин. На этот раз взор режиссера обратился не к легкому жанру, а к драме — он решил экранизировать рассказы М. Шолохова “Шибалково семя” и “Родинка”. На главную роль — Якова Шибалка — он и пригласил Леонова. Для большинства это было просто неожиданно, так как считалось, что актер ничего, кроме комедии, играть не умеет. Фильм “Донская повесть” появился на экранах страны в 1964 г. и занял в прокате 7-е место. На III Международном кинофестивале в Нью-Дели (Индия) в 1965 г. фильм получил почетный приз, а Леонов был удостоен приза “Серебряный павлин” как лучший исполнитель мужской роли. И все же даже после успеха Леонова в этой серьезной роли режиссеры не переставали приглашать его на роли комедийные. Причем среди этих режиссеров были лучшие представители этого жанра в нашем кино: Георгий Данелия и Эльдар Рязанов. Первый в 1964 г. пригласил Леонова на главную роль в фильме “Три¬дцать три”. В 1968 г. Г. Данелия вновь пригласил актера в свой новый фильм — “Не горюй!”. Годом раньше в свою новую картину под названием “Зигзаг удачи” Леонова пригласил Эльдар Рязанов. Актер с удовольствием откликнулся на это приглашение и сыграл в этой картине одну из лучших своих киноролей — фотографа Володю Орешникова. Среди других фильмов конца 60-х, в которых снимался Леонов, были “Фокусник”, “Чайковский”, “Гори, гори, моя звезда”. Заметные сдвиги происходили и в театральной судьбе актера. Первым, кто в театре разглядел в Леонове талант трагического актера, был режиссер Б. Львов-Анохин, который в 1966 г. внезапно предложил ему сыграть царя Фив Креона в пьесе Ануйя “Антигона”. Спектакль имел оглушительный успех у зрителей. Однако в 1969 г. Леонов был вынужден уйти из Театра имени Станиславского, где проработал 21 год и сыграл 34 роли. Новым театральным домом для него тогда стал Театр имени Маяковского. В 70-е годы Леонов был одним из признанных кумиров миллионов советских людей. На всей территории огромного СССР его знали и любили буквально все — от взрослых до детей (в 1969 г. он озвучил Винни-Пуха в одноименном мультфильме). В то десятилетие Леонов снялся в целом ряде фильмов, которые вошли в сокровищницу советского кино. Причем это были фильмы совершенно различных жанров. Например, в 1971—1972 годах на экраны страны вышли такие фильмы, как “Джентльмены удачи” и “Белорусский вокзал”, в которых он играл главные роли. В первом Евгений Леонов сыграл сразу двух персонажей: вора Доцента и директора детсада Трошкина. Как рассказывают очевидцы, во время подготовки к этому фильму актер специально ходил в Бутыр¬скую тюрьму и смотрел в глазок камеры, изучая заключенных. Когда в 1972 г. картина вышла на широкий экран, она тут же заняла 1-е место в прокате. Не случайно этот фильм в мгновение ока разлетелся на цитаты. Именно после него в наш язык навсегда вошли выражения: “пасть порву”, “моргала выколю”, “редиска — нехороший человек” и т. д. Фильм “Белорусский вокзал” был снят еще в 1970 г., однако его долго не пускали на экран по идеологическим соображениям. Там, мол, какие-то ущербные ветераны войны изображены. Но после того как, на фестивале в Карловых Варах картина получила почетный приз, ее решено было выпустить на широкий экран. Из других удачных фильмов Леонова того десятилетия можно назвать следующие: “Большая перемена”, “Афоня” (1-е местов прокате), “Премия” (удостоен Государственной премии СССР), “Старший сын”, “Легенда о Тиле”, “И это все о нем”, “Карусель”, “Дуэнья”, “О бедном гусаре замолвите слово”, “За спичками”. В 1975 г. вновь изменилась театральная судьба актера — он ушел из Театра имени Маяковского в Театр имени Ленинского комсомола к Марку Захарову. Первой большой совместной работой Леонова и Захарова стал телевизионный фильм “Обыкновенное чудо” Е. Шварца, в котором Евгений Павлович сыграл Короля! Фильм вышел на экран в 1978 г. В том же году Леонову было присвоено звание народного артиста СССР. В 1976 г. окончил 10 классов сын актера — Андрей Леонов и поступил в театральный институт. Однако в 1981 г. вопреки отговорам отца решил пойти в армию. Отслужил. Вернувшись, устроился в Театр имени Ленинского комсомола, где играл отец. Женился. 6 марта 1987 года у него родился сын, названный в честь деда Евгением. Между тем в 80-е годы Е. Леонов продолжал радовать зрителей новыми ролями. Например, в кино он снялся сразу в трех фильмах своего любимого режиссера Георгия Данелия: “Осенний марафон”, “Слезы капали” и “Кин-дза-дза”. Фильм “Осенний марафон” был тепло встречен публикой и собрал массу призов на различных кинофестивалях — в Сан-Себастьяне (Е. Леонову там же была вручена премия за лучшую мужскую роль), в Душанбе и Шамрусе. В 1981 г. картина полу¬чила Государственную премию РСФСР. “Кин-дза-дза” получил призы на фестивалях в Рио-де-Жанейро и Москве (“Нику”). Из театральных работ Е. Леонова того периода можно отметить роли в спектаклях “Диктатура совести”, “Иванов”, “Оптимистическая трагедия”. В 1982 г. Леонов был избран на пост общественного директора Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной. Летом 1988 года с актером случилось несчастье. Произошло это в Германии, в Гамбурге, куда Ленком приехал на театральный фестиваль со спектаклем “Диктатура совести”. Гастроли уже подходили к концу, когда Леонову стало плохо. После спектакля он стал си¬льно кашлять, и его коллеги вызвали “скорую”. Врач осмотрел больного и сказал, что это легкие, надо сделать рентген. Леонова повезли в больницу. Но прямо в машине у него наступила клиническая смерть. Далее слова Ванды Леоновой: “Врачи не знали, чем она вызвана: ведь у Жени был целый букет болячек. Сахарный диабет, плохие сосуды, сердце... Его подключили к аппаратуре. Сердце забилось. В госпитале перед операцией ему хотели сделать шунтирование (перешивание сосудов), отключили аппаратуру. Но сердце не выдержало, последовал обширнейший инфаркт. На его фоне и шла операция, которая продолжалась 4,5 часа”. Во время операции у больного вытащили из ноги пять кусков вен и пришили возле сердца. После этого он пролежал в коме 16 суток. Реабилитационный период у Леонова занял ровно четыре месяца. Больше лечиться он не захотел, так как мечтал, чтобы состоялась премьера нового спектакля, где играл главную роль — Тевье-молочника в “Поминальной молитве” Г. Горина. После спектакля толпы восхищенных зрителей шли к сцене с охапками цветов и, передавая их Леонову, говорили: “Живите долго! Здоровья вам и счастья!”. В 90-е годы творческая активность Леонова заметно снизилась: пережитое все-таки давало о себе знать. Он снялся только в двух комедиях: в “Паспорте” (1990) и “Американский дедушка” (1993). От других предложений он отказался. Евгений Леонов ушел из жизни 29 января 1994 года на 68-м году жизни. О том, какими были его последние часы, рассказывает его жена Ванда: “Этот день был тяжелым. Андрюша утром за мной заехал — мы собирались на рынок. Женя обычно в это время уже вставал, а тут он лежал. Я к нему подошла, говорю: “Женя, мы на рынок собираемся”. Он: “Купите мне чего-нибудь вкусного”. Приехали мы с рынка, сели за стол кушать. Но он ничего не стал есть, а потом сказал: “Я не могу взять себя в руки”. Потом я легла отдыхать — у меня очень сильно болела голова. Я лежала в другой комнате, но слышала, что он как-то подозрительно кашлял: кхэ-кхэ... как будто хотел прокашляться, но не мог. Потом он зашел в комнату и сказал: “Сейчас Андрюшенька появится, надо будет собираться в театр”. Надел рубашку, стал переодевать брюки — театральный костюм у него был дома — и вдруг пошатнулся и упал. Я подбежала к нему, а он выпрямился — и все. В одну секунду его не стало. Приехали врачи, сказали, что это — тромб”. Вечером того рокового дня в Ленкоме должен был состояться спектакль “Поминальная молитва” с Леоновым в главной роли. Когда зрителям объявили, что спектакль не состоится из-за смерти актера, ни один из них не сдал свой билет. Из ближайшего храма принесли свечи, и народ весь вечер простоял с ними у театра. На похороны Леонова пришли тысячи людей. Они шли в театр в течение четырех часов.
Пожалуйста, придерживайтесь темы данной публикации, для общения на другие темы у нас есть. Выражая свое мнение, соблюдайте общепринятые правила приличий. Площадная брань, оскорбления, спам и т.п. удаляются. Количество знаков в комментариях ограничено. Действует лимит 24 часа/комментариев для не зарегистрированных пользователей.