| Главная Топ-100 Книжная полка Спецпредложение О проекте Реклама Обратная связь Архив Регистрация Вход | ||
|
БИЗНЕС
Промо-зона
"Суэста" снизила стоимость своей продукции для удешевления строительства в Крыму
ОПРОС
Переболели ли Вы, Ваши родственники и знакомые COVID-19? РЕКЛАМА
МЕСТО СДАЕТСЯ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Приоритет
"Миролюбие" резидента Порошенко. Киевский Пол Пот продолжает расстреливать детей из гаубиц
События
От греха подальше. Российским военным советуют увозить свои семьи из Крыма
Репортаж
"Веселый Роджер". Жители Керчи наблюдали пиратский захват судна (ВИДЕО)
Проиcшествия
Спасение утопающих. В Крыму с начала года захлебнулись десятки людей
Политика
Над Крымом безоблачное небо. Американские солдаты не бегают по курортам - дипломат США
Экономика
"Не будут брать - отключим газ". В Киеве могут выключить Крыму электроэнергию
Общество
Украина и украинцы. Пять поводов для гордости, которые есть у каждого гражданина
Интервью
Анатолий Могилев: Обычно перед летним сезоном о Крыме рассказывают "страшилки"
Трибуна
Все познается в сравнении. Российский Севастополь в ощущениях одессита
Среда обитания
Природа за забором. В Крыму открыли новый питомник для диких животных
Культура
Звезда пленительного счастья. В Севастополе прошел Большой офицерский бал
Спецпредложение
Хочешь зарабатывать на валютной бирже? Компания Forex4you - твой лучший выбор
РЕКЛАМА
МЕСТО СДАЕТСЯ ПАРТНЁРЫ
|
Но, несмотря на довольно большое различие нравов и несходство в предпочтении времяпрепровождения, Казарский и Стройников всё-таки дождались светлого праздника Рождества Христова. Правда, следует отметить, что если Александр Петрович Казарский с нескрываемым терзанием и всеми душевными мучениями следил за неугомонным бегом часовых стрелок на своих часах, не зная, как остановить их неумолимое движение вперёд, то Семён Михайлович Стройников, в отличие от своего друга, всем своим естеством желал любой ценой, во что бы то ни стало, разогнать до невозможного бег секундной стрелки на часах своей Жизни. В то не такое уж далёкое с точки зрения Вселенской истории время по всей необозримой территории Российской империи вряд ли можно было найти человека, который осмелился бы открыто назваться безбожником. Православие, которое в решающую минуту поддержало и значительно помогло московским князьям в объединении разрозненных земель и создании единой и неделимой русской державы, тогда было возведено в ранг государственной религии и охватывало практически все стороны государственной жизни и жизни российского общества. Однако нельзя не признать, что в России того времени в равной мере свободно себя чувствовали и представители других вероисповеданий. В полках русской армии вместе с православными священниками служили и ксёндзы, и муллы. Просто их было меньше, чем православных священников, так как в российской армии в основном преобладали православные, отданные помещиками центральных и восточных губерний России и Малороссии согласно существующему реестру, а вовсе не потому, что в стране притеснялись инаковерующие. Тогда главным мерилом в определении значимости, а также занимаемого места мужа в общественно-государственной иерархии была практическая польза, принесённая им державе и его устремление к честному служению Отечеству, а отнюдь не принадлежность к той или иной национальности, к тому или иному сословию, а тем более к вероисповеданию. Примером тому служит стоящий на лобном месте в Москве памятник Минину и Пожарскому, установленный на народные пожертвования героям, отрешивших православную Русь от польской интервенции, несшей так ненавистное ей католичество. Православный русский и правоверный татарин вместе навеки вошли как национальные земли русской герои в славную историю великой державы. Это правило, введённое ещё Петром Великим в ранг государственной политики и опробованное железной волей Екатерины II, верно действовало уже почти сотню лет по всем землям нашей империи, приносило славу и умножало величие государства российского. Оттого умнейшие головы со всей Европы почитали за честь служить русскому царю, старались во что бы то ни стало определиться в России на государеву службу будь то по части наук и высоких искусств, инженерному или военному делу. Они, поступая ему в услужение, поначалу стремились только набрать капиталу в варварской стране, а затем убраться восвояси. Но выходило, как правило, неизменно по-иному. Послужив и узнав народ, они оставались в России. За короткое время, узнав поближе Россию, свыкшись с ней, привозили с собою из заморских стран и дальних земель свои семьи, а то и просто роднились со здешним дворянством и купечеством, принимая за свои обычаи и нравы нового Отечества. Примеров тому множество. Только здесь, на Чёрном море, во времена нашего повествования служили царю и новому Отечеству верою и правдою адмиралы Грейг, Кумани, Деребас…. Сей феномен земли русской остаётся неразгаданным и по сей день, являясь предметом долгих и ожесточённых споров. Ведь какой ещё народ в мире смог бы заставить своих завоевателей думать, говорить на своём языке, жить по своим традициям и законам, да ещё и служить порабощённым не жалеючи живота своего! И это после трёхсот лет беспроглядного ига! Прошло всего каких-то триста лет, а не стало монголо-татарских завоевателей! Они исчезли, растворились в русском народе, на бескрайних просторах его земли. Лишь несколько раскосые глаза да немного зримые скулы русских лиц напоминают о столетиях тяжкой неволи, несут память о грозных и свирепых завоевателях родимой стороны. Однако вернёмся к нашему повествованию. Казарский, как и Стройников, были людьми глубоко и искренне верующими. Истоки их веры брали своё начало от матерей. Ещё в колыбели они впитывали православие с молоком матери и начинали искренне веровать в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Затем понемногу, изо дня в день богатство ребяческих душ росло, обретая крепость клинка дамасской стали. Оно пронизывало насквозь все стороны жизни и дела каждого русского, будь-то князь или простой мужик. Поэтому законы православной веры, все святые и равноапостольные и все праздники церковного календаря русской православной церкви чтились и свято отмечались всем крещёным людом. Но новогодние праздники и Рождество Христово в православной России - это особые праздники, в которых без особенного труда весьма зримо угадывались языческие обряды и обычаи, дошедшие до наших дней со времён седины глубокой воли грозного Перуна. Да и как было не ожидать празднеств, если они растягивались на две недели кряду. Их невозможно было не дожидаться, а тем более не любить. Ведь начинались народные гуляния: и гадания, и хождение ряженых, и непременное застолье даже в самой небогатом доме… Пусть только к празднику на рождественский стол, но неизменно двенадцать блюд хозяйка накрывала. А потому веселиться можно было с утра до самой ночи и обратно до утра, что с превеликой радостью и делали! Да как делали, да как ещё веселились… Ряженые, колядки, щедровки… Это вообще невозможно описать словами. Чтобы прочувствовать и хоть бы немного постигнуть дух Рождества по-русски и уразуметь, отчего славяне так любят это лицедейство, нужно самому вместе со всем вертепом, хотя бы разок пройтись, облачившись в костюм ряженого, по всей улице, не пропустив ни одного дома, зайти в него, спеть коляду и сплясать. Повсюду в открытые двери слышны поздравления и пожелания друг другу на наступивший год, отовсюду доносится весёлое пение обитателей Матросской слободы, с Холма Беззакония… Блаженые хозяева, выслушав рождественские песни, щедро одаривают ряженых различной едой, многообразными сластями, всяческими лакомствами и… мелкой денюшкой. Довольны все: ряженые - собранной данью, хозяева – ожиданием непременного счастья и благополучия в наступившем году. Поэтому вряд ли можно было бы найти хоть одного человека во всём Севастополе, который не ждал бы наступления новогодних праздников и Рождества Христова. Да что там в Севастополе, по всей земле русской не было ни старого, ни младого, который не дожидался бы с великим нетерпением наступления новогодних празднеств и рождественского торжества! Но когда-то всё заканчивается и вот, наконец, закончились рождественские праздники 1829 года. Гуляния пронеслись ураганом по улицам города, оставив в памяти городских жителей и матросов только лишь воспоминания об участии в исступленных языческих обрядах, да невероятные истории, различные рассказы и просто откровенные байки, рассказываемые как матросами, так и господами офицерами. Только матросы делились своими похождениями на баке, жадно и глубоко затягиваясь крепким ядрёным самосадом и усердно пыхтя глиняной трубкой, а господа офицеры – в кают-компаниях за табльдотом. Правда, теперь к пересудам об отжитом времени среди служивого люду добавлялись разговоры о войне. А в Артиллерийской бухте на рыбном базаре среди торговых рядов матросские бабы с полным знанием дела толковали о небывало тёплой зиме, как знамении свыше - к большой беде: к неурожаю и большой крови! Да, зима в Севастополе упорно отказывалась войти в своё право. После нескольких слегка морозных и почти бесснежных дней в ночь на седьмое января всё-таки выпал тонкий шар снега, который немного продержался и под воздействием установившегося южного ветра, принесшего опять неестественное для этого времени года тепло, быстро растаял. Жаждущая земля моментально приняла его, а ветер, словно по мановению волшебной палочки лишил жизненной влаги так и не успевшую вдоволь напиться сухую крымскую землю. На деревьях почки начали наливаться, зреть, угрожая в скором времени распуститься. Обычно цветущий где-то в конце февраля миндаль, коварно обманутый теплом с южных направлений, принялся несколько робко распускать свой цвет. Старики говорили, что это не к добру, потому что вслед за тёплыми ветрами обязательно задует свирепый степной норд и побьет весь цвет. Февраль в Крыму, да и добрый кусок марта - самые непредсказуемые дни. В один из таких дней к Казарскому прибыл посыльный от Стройникова и передал, что капитан "Рафаила" в виду неотложных дел по службе отозван из отпуска и будет находиться на борту фрегата, спешно готовя корабль к выходу в море. Семён просил Казарского сегодня вечером быть дома и никуда не отлучаться, так как он должен зайти за ним и они, будучи приглашёнными, вместе отправятся на ужин к Гердт. Казарский сразу взял в толк, что сегодня вечером на ужине, вполне возможно, должно решиться уж давным-давно решённое: пройдут будто бы как смотрины, где Стройников станет просить у родственников Анны Сергеевны её руку и на что неизбежно получит их согласие. До сего времени он как-то совершенно спокойно относился к ухаживаниям своего товарища за Гердт, стараясь отгонять неприятные для себя мысли. И нужно признаться, что это Казарскому удавалось. Александр, превосходно все понимая своим умом и реально оценивая свои ничтожные шансы на успех, всё же, где-то в глубине души, питал пусть и слабую, но надежду на то, что Анна Сергеевна чутка и внимательна лишь к нему. Иными словами, к Стройникову знаки внимания выказывались Гердт лишь единственно в силу своей интеллигентности, полученного превосходного воспитания и урожденного добросердечия. А по сему, вот так взять и разом положить конец ухаживаниям славного офицера, известного своей храбростью всему флоту, ей просто никак невозможно. Да и к чему огорчать друга… Сердце Казарского решительно отказывалось понимать происходящее. Оно при мысли об ошибочности суждений по настоящему поводу само рвалось из его груди, настоятельно призывало к решительной борьбе за право обладать той, которую он в своём сердце уже мысленно, и не один раз, нарекал своей единственной и неповторимой. С Гердт он был готов разделить поровну все радости и горести века, кои достанутся на их удел. Он был готов идти об руку вместе с ней по всей их долгой или кратковременной жизни: изо дня в день, из года в год, в богатстве или нищете, в полном здравии или в глубоком недуге до самого конца, до самой берёзки… Однако его трезвый рассудок, его разум твердили совсем иное. Здравый смысл требовал от Казарского остановиться и не совершать не обдуманных и не выверенных поступков. "Ты опоздал, Сашенька, ты упустил своё счастье и теперь его уж, доподлинно, что не вернуть! Единственное, что ты ещё можешь успешно содеять, так это навсегда лишиться близкого единственного друга. Так что давай же, дерзай, дружище!" - не то успокаивал, не то, наоборот, подстрекал к каким-то необдуманным действиям Казарского его воспалённый разум. Однако закреплённая многолетней военною службою его способность мыслить и рассуждать трезво при любых обстоятельствах взяла верх над его чувствами и волнениями. Он уже мысленно приготовился услышать из уст той, которую до сего дня считал своей суженой, согласие на предназначенное ей Семёном Стройниковым предложение в присутствии всех её родственников и его, как шафера, предложение. Казарский никогда не считал себя фаталистом, подобно тому, как это было модно считать в те дни среди дворянских недорослей. Скорее наоборот, он полагал недостойным образованному человеку плыть эдаким бревнышком по реке Жизни в робком ожидании, к какому, наконец, берегу прибьет тебя течение. Будучи верующим человеком, Казарский искренне верил, что все препятствия уготованы Всевышним для человека, чтобы он сам боролся за своё счастье, добивался права быть удачливым и имел шанс сделать верный выбор в своей фортуне. Господь никогда не возложит на плечи чада своего испытаний более, чем тот способен достойно вынести и с честью преодолеть. Конечно, что каждому судьба была определена ещё при его рождении, но Бог даровал право самому человеку выбирать, к какому берегу ему и когда пристать. В этом Казарский видел смысл своего бытия, всегда полагаясь на Божье благословение в правом деле и исключительно на свои силы. А по сему, решать свою фортуну за счёт счастья любимых и близких его сердцу людей Александр Петрович не имел никакого ни людского, ни божественного права. Порассуждав какое-то время таким образом, Казарский успокоился и стал дожидаться прихода своего друга. Вскоре звонок в передней оповестил, что Стройников уже прибыл. Казарский вышел к нему навстречу и вскоре друзья живо помчались в экипаже по Екатерининской к рынку, что был в Артиллерийской. В эту пору года, да ещё и вечером, было мало надежд найти на вечернем рыбном рынке хотя бы одну запоздалую цветочницу с приличествующими для господ офицеров цветами. Предчувствие фиаско с букетом цветов не изменило уму Казарского и он хотел было предложить Семёну приобрести в кондитерской лавке у Дворянского собрания сладостей для дам. Но разгорячённый Семён, не слыша слов друга, распорядился извозчику ехать дальше в поисках цветов: - Давай-ка, братец, на Холмец к цветочницам, да живее!.. Экипаж, запряжённый тройкой сильных сытых лошадей, тут же ринулся с места и полетел птицей вверх, по Рыбной улице, мимо Большой Морской, на Холм Беззакония. * Продолжение следует
|
Коллективный разум
Лучше раз увидеть
ФотогалереяПланета. Италия: Рим Реклама
МЕСТО СДАЕТСЯ Интересное у нас
Мир
Байден - не Трамп. Что ждать Крыму от 46-го президента США?
Скрижали
Было ваше - стало наше. Структура "Газпрома" выкупила у Крыма дачу Жуковского
Здоровье
Новогодний турпоток. В Крыму и Севастополе растет заболеваемость коронавирусом
Отдых
Не всё включено. Крымский бизнес сомневается в возможностях all inclusive
Авто
Не зная броду. В Крыму автотуристы заехали в Штаны и застряли
Спорт
Как фанера над Парижем. "Украинские атаманы" всухую проиграли "Команде России"
Книжная полка
"Хроника флотского спецназа". Как провожают пароходы
Реклама
МЕСТО СДАЕТСЯ Блоги
.
.
Погода
Уже история
Архив
Бунт на корабле: крымчане продолжают смотреть российское ТВ
На правах рекламы
"Чтоб я сдох". В Нацбанке торжественно клянутся, что держат ситуацию под контролем
Реклама
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|